История дайвинга
Мужчины и женщины с древности практиковали ныряние с задержкой дыхания. В древней Греции ныряльщики доставали из-под воды губку, а также участвовали в военных операциях.
Самый известный исторический факт дошел до нас благодаря историку Геродоту. Во время морской кампании грек Силис был захвачен и взят на борт персидским королем Ксерксесом I. Когда Силис понял, что персидский король собирается напасть на греческую флотилию, он схватил нож и спрыгнул за борт. Персы не могли найти его за бортом и решили, что он утонул. Силис всплыл ночью и проплыл между всеми кораблями перской флотилии, обрезая якорные веревки кораблей. Чтобы быть под водой незамеченным, он использовал пустую тростинку. Затем он проплыл 13 километров и воссоединился с греческими силами.
Желание погрузиться под воду существовало всегда. Это - охота под водой для получения пищи, ремонт кораблей или потопление кораблей противника, и, возможно, для исследования морской жизни. До того, как люди нашли способ дышать под водой, каждое погружение было коротким и сложным.
Занятие подводным плаванием у большинства людей ассоциируется прежде всего с именем Жака-Ива Кусто. И мало кто знает, что еще Леонардо да Винчи искал возможность проникновения человека в морские глубины, а в качестве резервуара для воздуха он предлагал использовать ничто иное как мех из-под вина. Впоследствии многие ученые и инженеры бились над идеей создания приспособления, с помощью которого человек мог бы продолжительное время находиться под водой.
Как остаться под водой на большее количество времени? Дыхание через тростинку позволяет человеку погрузиться, но, очевидно, если тростинка больше 0,5 м, дышать через неё будет сложно. Дыхание из мешка, наполненного воздухом и помещенного под воду, также использовалось, но не было эффективным, а в ряде случаев вообще не работало по причине вдоха углекислого газа. В XVI-ом веке люди начали использовать колокола заполненные воздухом. Это было первым эффективным способом остаться под водой дольше. Тогда же во Франции и Англии были сделаны костюмы из кожи. В них подавался воздух с поверхности, что давало возможность погружаться до 18 метров. Скоро были разработаны шлемы, сделанные из металла, чтобы противостоять большому давлению, и дайверы, обладая этим снаряжением, начали более глубоководные погружения.
В XIX-м веке появились два основных направления в исследовании: одно научное, другое - технологическое. Научное исследование велось силами Поля Берта и Джона Скотта Халданэ, один был из Франции, другой из Шотландии.
Их работы помогли объяснить воздействие давления на организм, а также определить безопасные лимиты времени для погружений на сжатом воздухе. В тоже время, улучшения в технологическом направлении имели свои результаты. Например, появление насосов для сжатия воздуха и его подачи, поглотители СО2, регуляторы и т.д., сделали возможным для людей оставаться под водой более длительное время.
В 1825 г. Уильям Джеймс сконструировал аппарат, который представлял собой железный резервуар, наполненный сжатым воздухом. Емкость охватывала туловище наподобие пояса. Использованный воздух выходил из шлема через выпускной клапан. Для придания водолазу отрицательной плавучести к его поясу прикрепляли балласт. К тому времени это был наиболее приемлемый тип снаряжения, однако, из-за отдельных недостатков он так и не был ни разу использован. После этого было предпринято множество попыток создания подобного аппарата, но ни одна из них не увенчалась успехом. Наконец, в 1865 г. два француза - горный инженер Рукеройль и лейтенант ВМФ Денейруз - изобрели аппарат, явившийся предшественником акваланга Кусто. Он представлял собой металлический резервуар, который одевался на спину и закрывал глаза, нос и рот маской, похожей на металлическую коробку с иллюминатором. Аппарат был снабжен оригинальным приспособлением в виде регулирующего клапана, представляющего собой мембрану; на эту мембрану давит с одной стороны вода, а с другой - воздух, которым дышит водолаз. Когда давление воды увеличивается, в мембране приоткрывается клапан и водолаз получает дополнительное количество воздуха. при уменьшении давления воды клапан автоматически закрывается, а избыточный воздух уходит через выпускной клапан. Другими словами, регулятор автоматически уравнивает давление воды снаружи и давление воздуха внутри легких человека. Значение этого изобретения велико. Оно позволяло водолазу на любой глубине поддерживать почти нулевую плавучесть, как это может делать подводная лодка. Пользуясь руками и ногами наподобие горизонтальных рулей, он мог легко подниматься и опускаться.
Через 2 года после того как появилось изобретение Рукеройля-Денейруза (о котором, кстати, Жюль Верн упомянул в своем знаменитом романе “20000 лье под водой”) этот аппарат был применен французской экспедицией при добыче губок в Эгейском море. Экспедицией руководил Альфонс Галь - врач, занимающийся наблюдениями за состоянием человеческого организма в подводных условиях. Новое снаряжение, которым пользовались французские водолазы и некоторые местные жители-греки, нанятые для этой работы, оказалось весьма эффективным. Даже слишком эффективным. Ибо, когда ныряльщики-греки увидели собранный урожай губок, то, испугавшись конкуренции, поломали аппараты, как луддиты в старину ломали машины. Аппарат Рукеройля-Денейруза был применен также при одной из многочисленных попыток поднять легендарные испанские сокровища со дна залива Виго.
В 1830 г. воздух, подаваемый с поверхности в шлемы, являлся самым эффективным способом погружений, который позволял проводить интенсивные работы под водой.
11 июня 1910 г. в Сен-Андре-де Кюбзак во французском регионе Бордо родился человек, которому было суждено стать символом подводного плавания и всего, что с ним связано. Это был Жак Ив Кусто. Его отец работал личным секретарем у двух американцев. Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с места на место и достаточно часто жила в Соединенных Штатах. Ж.-И. Кусто учился в одном из частных учебных заведений Нью-Йорка. Во Францию он вернулся в возрасте 13 лет. Его отец купил кинокамеру, чтобы снимать семейные развлечения. Но как только она попала в руки Жака-Ива, он стал владеть ей единолично. Киносъемка для Кусто стала настоящей страстью. Вскоре он создает свою первую студию по производству фильмов.
После окончания Высшей Национальной Морской Школы он получает назначение на крейсер, направляющийся на Ближний Восток. В 1937 г. он перебирается в Тулон, где встречается с Филиппом Тайе, человеком, влюбленным в море. Большую часть свободного времени он проводит на подводной охоте в водах на юге Франции. Там же они знакомятся с Фредериком Дюма, ставшим впоследствии легендарным Диди. Жак-Ив Кусто потрясен: вся его жизнь перевернулась в тот момент, и он решает всецело посвятить себя проникновению в подводный мир. Филипп Тайе, Жак-Ив Кусто и Диди больше не расстаются. Они вместе совершают погружения и пытаются приспособить существующие системы дыхания для использования их под водой.
В 1942 г. Кусто создает свою первую компанию по производству научных фильмов “Студия научных фильмов Кусто”. Можно с полной уверенностью сказать, что именно в это самое время начинается “Одиссея капитана Кусто”. Проект переживает необыкновенный стремительный взлет благодаря встрече с инженером Эмилем Ганьяном, работающем над прототипом редуктора, работающего на газовой смеси. Жак-Ив излагает свои пожелания в том, что касается снаряжения для обеспечения подачи воздуха при погружениях. В июне 1943 г. модель, испытанная в море, оказывается превосходной в эксплуатации. И все же Жак-Ив Кусто хочет полной самостоятельности, чтобы попытаться претворить в жизнь свои самые смелые замыслы: быть первым и самым масштабным исследователем подводного мира и довести до совершенства техническое оборудование, которое отвечало бы специфическим требованиям в настоящем и в будущем.
Для этого ему необходим свой корабль. Он очарован старым минным тральщиком, который носит судьбоносное имя Калипсо. И в июле 1950 г. “Французское океанографическое общество”, созданное Жаком Кусто специально по этому случаю, совершило историческую покупку. Переоборудование длилось целый год. Самым важным из технических новшеств являлось устройство примерно на 2 м ниже ватерлинии, представляющее собой специальную кабину для подводного наблюдения. Она имела форму сферы, в которой были установлены специальные иллюминаторы. Кусто готов на все, чтобы получить необходимые субсидии для своей первой экспедиции на Красное море. Кроме двоих механиков и одного матроса, все остальные участники экипажа - добровольцы. Фредерик Дюма тоже на борту в качестве помощника, ответственного за погружения. А через 3 месяца, когда экспедиция вернется, на борт Калипсо вступит тот, кого назовут “Легендарным Беберо” - Бернард Фалько. Он покинет корабль только в 1996 г., после крушения Калипсо у берегов Гон-Конга.
В этом же году Кусто всерьез заинтересовался историями о черепках амфор и различных предметах, которые часто находят рыбаки в районе Фриульских островов. Получив необходимые сведения, он решает взять в свои руки то, что станет первой и величайшей подводной археологической стройкой. На поверхность будут подняты более 2000 амфор и других предметов. В это же время он принимает участие в экспериментальных погружениях батискафа “Триест” профессора Пикара. Аппарат с успехом погружается на глубину 3200 м с профессором и его сыном на борту. Во время этой операции командование ВМС Франции просит его обеспечить проведение подводных съемок. В начале 1955 г. все собрались на борту Калипсо для великого отплытия. Курс - на Красное море. Начались съемки “Мира тишины”, который станет культовым фильмом для всех влюбленных в подводный мир. Красное море, затем Индийский океан, Сейшельские острова и другие многочисленные съемки по всему свету в неизвестных в то время местах. Жак-Ив Кусто сумеет на протяжении всей своей жизни сохранить тот ореол славы, который принес ему “Мир тишины”.
Взрыв интереса к подводному плаванию произошел в 70-х годах, когда люди поняли, что дайвинг - дело совсем не сложное, а удовольствие обещает неземное. Раньше плавание с аквалангом было в основном прерогативой военных, которые чутко охраняли все секреты водолазного мастерства. Поэтому любители-одиночки, не знавшие элементарных правил декомпрессии, подвергали свою жизнь серьезной опасности. Совершенствовались конструкции аквалангов, и в 60-х годах в широкой продаже появились вполне безопасные системы для дыхания под водой. Но главным оставался вопрос безопасности дайвинга.
Одна из первых международных организаций, которая регламентировала порядок обучения, условия погружения, максимальные глубины, - это CMAS. Она объединила в себе множество независимых национальных федераций, которые пытались обучать подводному плаванию желающих, и ввела общие для всех стандарты. Но процесс контроля за этими стандартами не был отработан. В результате качество обучения жестоко пострадало. А также не был отработан единый контроль за выдачей международных сертификатов. В результате карточку CMAS России могут запросто не принять в Египте либо усомниться, правильно ли Вас обучили.
На сегодняшний момент безусловным лидером любительского дайвинга является PADI (Профессиональная ассоциация инструкторов дайвинга). Жесткий контроль за качеством обучения, единые требования к студентам, компьютерный учет всех международных сертификатов, использование последних достижений науки и техники в изучении физиологии дайвинга позволили этой федерации практически полностью исключить возможность несчастного случая. На сегодняшний день сертификаты этой федерации принимаются во всем мире, и каждый дайвер старается получить сертификат именно этой федерации. В PADI существует несколько ступеней обучения, последовательно выполняя которые, практически любой желающий может стать профессионалом и получить звание инструктора. И работать в любом дайвинг-центре мира. ![]()
Какие виды дайвинга существуют?
Существуют четыре основных вида или метода дайвинга в Истории человеческого желания исследовать морские глубины, среди которых ныряние с аквалангом является последним.
Дайвинг с задержкой дыхания (фри дайвинг, скин дайвинг)
Это самые ранние формы дайвинга до сих пор практикуются как для спортивных, так и для коммерческих целей (дайверы в Японии и Кореи, ныряльщики за жемчугом архипелаги Туамото.) Воздушные полости ныряльщика сдавливаются увеличивающимся давлением воды на протяжении всего погружения. Каждой погружение ограничивается несколькими факторами, такими как: время задержки дыхания и недостаток кислорода. Обычно это минута или меньше.
Дайвинг в какой либо камере
Камеры позволяют соблюдать и поддерживать атмосферное давление, предотвращая воздействие давления воды на членов экипажа. Существует несколько типов таких камер: пустой металлический шар опускающийся с корабля c помощью металлического кабеля; шар с контролем плавучести (в этом случаи не нужен кабель для спуска и подъема); подводная лодка, которая способна передвигать на большие расстояния в любом направлении с помощью своих сил. Все эти камеры нуждаются в системах обеспечения свежим воздухом и удаления углекислого газа. Современная форма подводной лодки или подводного аппарата - это жесткий костюм, обладающий гибкостью, способный выдерживать давление на глубине: на самом деле дайвер становится субмариной (submarine - подводная лодка в переводе.) В этом костюме дайвер способен работать на глубине до сотен метров.
Дайвинг со сжатым воздухом, подаваемым с поверхности
Воздух подается дайверу через шланг, воздух поступает в регулятор. В более развитых системах воздух поступает прямо в костюм. Устройства этой категории включают кессоны (большие пространства, снабжающиеся сжатым воздухом и используемые чаще всего для работы с мостами и в туннелях). Во всех этих аппаратах дайвер дышит воздухом под давлением равным окружающему давлению воды, поэтому существует риск возникновения декомпрессии. Специальные смеси используются для глубоководных погружений. Это гелиево-кислородные смеси или гелиево-азотно-кислородные.
Дайвинг со сжатым воздухом или другой газовой смесью, находящейся в баллонах, носимых и используемых самим дайвером (скуба дайвинг)
Принципиально существуют два типа аквалангов: с открытым и закрытым циклом дыхания. Системы с открытым циклом дыхания, выбрасывающие весь воздух во внешнюю среду, популярны в дайвинге для развлечения.
Системы с закрытым циклом дыхания, в которых вдыхаемый воздух поступает обратно в дыхательный контур, а после поглощения углекислого газа и добавления кислорода, вновь используется для дыхания. Эти системы широко использовались перед появлением систем с открытым циклом дыхания, и использовались в основном военными дайверами, которые старались избежать появления пузырьков на поверхности воды.
Важные события в истории дайвинга
(Хронология, которая включает в себя изобретения, открытия и достижения документированные и принятые историками как факт)
500 до нашей эры - задержка дыхания человеком при нырянии под воду. Scyllis демонстрирует практическое использование задержки дыхания перед королем Персии во время своего военного подвига.
1530 - первый подводный колокол (diving bell) с воздухом внутри.
1650 - Von Guericke изобретает и впервые применяет компрессор. С таким компрессором Robert Boyle начинает проводить эксперименты с животными в области компрессии и декомпрессии.
1667 - Robert Boyle, английский физик, открывший закон Бойля и Мариотта, наблюдает и регистрирует первое протекание декомпрессионной болезни у животных.
1690 - Edmund Halley патентует подводный шар, который соединен трубой с навесными бочками для воздуха, которые могут наполняться с поверхности. Бочка и шар могут погружаться на 18 метров и находиться на глубине до 90 минут. Делает вывод о возможности их практического использования.
1715 - англичанин John Lethbridge строит так называемый "подводный двигатель", подводный дубовый костюм или цилиндр, снабжающийся сжатым воздухом с поверхности. Внутри костюма подводник может находиться под водой 30 минут на глубине 18 метров. Подводник также может выполнять работы с помощью рук, которые находяться в рукавах. Попаданию воды припятствуют манжеты, которые смазаны жиром. Манжеты сделаны из кожи. Такой подводный механизм использовался многие годы.
1776 - первая распознанная атака подводной лодки - Американская Черепаха, Ньюйоркская пристань.
1823 - Charles Anthony Deane, английский изобретатель, патентует шлем для пожарных. Несколько лет спустя шлем начинает использоваться в дайвинге. Воздух подавался через шланг с поверхности воды. В 1828 году Charles и его брат John Deane объединили шлем в подводным костюмом. Костюм не присоединялся к шлему, а только привязывался к шлему ремнями. Аппарат успешно использовался в спасательных и подъемных работах.
1825 - первый работающий акваланг был изобретен англичанином William James. Этот аппарат включал в себя цилиндрический пояс вокруг туловища человека и являлся резервуаром для воздуха под давлением. Однако сведений о его практическом использовании не имеется.
1837 - немецкий изобретатель Augustus Siebe, живущий в Англии, присоединяет шлем, сделанный братьями Deane к непромокаемому, воздушно-резиновому костюму. Закрытый костюм, присоединенный к воздушному насосу на поверхности, становится первым эффективным стандартным подводным костюмом.
1839 - подводный костюм Augustus Siebe используется во время спасения Британского военного корабля Royal George. Корабль со 108 пушками затонул на глубине 20 метров в 1783г. Во время этих спасательных работ, которые продолжались до 1843 года, были произведены некоторые наблюдения за водолазами. Водолазы сообщали, что страдают от ревматизма и холода; несомненно, это первый зарегистрированный случай декомпрессионного заболенвания. Так же при спасении этого корабля впервые была использована партнерская система.
1843 - как результат, полученный при спасении корабля Royal George, Королевским флотом была открыта школа подводного плавания.
1865 - французы инженер Benoit Rouquayrol и морской лейтенант August Denayrouse патентуют аппарат для дыхания под водой. Он состоял из горизонтального стального былона, наполненного сжатым воздухом, который располагался на спине подводника. Баллон с помощью клапана соединялся с загубником, через который воздух подавался водолазу только при вдохе. Однако этот аппарат был связан с поверхностью шлангом, по которому воздух подавался в баллон низкого давления. Водолаз мог отсоединять шланг от баллона и плавать небольшой промежуток времени под водой. Этот аппарат явился прототипом современного дайверского снаряжения. Аппарат использовался французскими и другими военно-морскими силами многие годы, а также упоминался в романе Жуль Верна "20000 лье вод водой".
1876 - английский торговый моряк Henry A.Fleuss разрабатывает первый рабочий акваланг, который использует сжатый кислород. Глубина погружения ограничена (чистый кислород токсичен на глубине ниже 10 м, что не было известно в то время). Аппарат позволял находится под водой длительное время - до трех часов.
1878 - француз Поль Берт издает книгу La Pression Barometrique, 1000 стр. текста содержат работы по физиологии организма в зависимости от изменения давления. Он показывает и объясняет, что декомпрессия - это образование пузырей азота в крови и предлагает ступенчатый подъем, как один из способов предотвращения кессонной болезни. От также рассказывает, что боль может пропасть путем декомпрессии.
1906 - британское правительство предлагает John Scott Haldane, шотландскому физиологу, сделать исследования по предотвращению декомпрессионного заболевания. Два года спустя Haldane, Arthur E. Boycott и Guybon C. Damant публикуют свою работу о декомпрессионном заболевании, сюда же входят основы уровней декомпрессии. Таблицы, опубликованные в этой работе, вскоре были приняты Британским военно-морскими силами, а затем и американскими, и спасли жизни многих водолазов.
1912 - военно-морские силы США тестируют таблицы, опубликованные Boycott, Damant и Haldane.
1917 - американское бюро конструкций и ремонта представляет подводный шлем Марк V. В основном этот шлем использовался для спасательных работ, применялся во время Второй Мировой войны. Марк V являлся стандартным снаряжением американских военно-морских сил вплоть до появления Марк 12 в 1980 г.
1920 - начались исследования в США по использованию гелиево-кислородных смесей для глубоководных погружений. До начала Второй Мировой Войны США удерживают монополию на гелий.
1930 - William Beebe, пионер дайвинга и океанограф погружается на глубину 434.6 метра в круглом батискафе.
1933 - открылся первый клуб дайверов в Калифорнии, названный "Скребцы дна", год позже дайверский клуб открылся в Париже. Основной их целью является подводная рыбалка.
1933 - французский военный капитан Yves Le Prieur модифицирует старую систему акваланга путем комбинирования специально сконструированного клапана с баллоном высокого давления, для того чтобы дать дайверу свободу от разнообразных шлангов и веревок. Аппарат не содержит регулятор, дайвер получает вдох свежего воздуха путем открытия крана.
1934 - 15 августа William Beebe и Otis Barton погрузились в батискафе на глубину 1053,7 метра около Бермудов. Это погружение становится рекордным на протяжении последующих 14 лет.
1936 - Yves Le Prieur основывает первый клуб подводного плавания, названный "Club of Divers and Underwater Life".
1938 - Edgar End и Max Nohl делают первое декомпрессионное погружение, проведя 27 часов на глубине порядка 30 метров в барокамере Милуокского госпиталя. Декомпрессия проходит в течении 5 часов, и один из дайверов (Nohl) испытывает симптомы кессонной болезни.
1939 - состоялось первое удачное спасение людей из затонувшей подводной лодки. 23 мая новая американская подводная лодка длиной 107 метров затонула на глубине порядка 100 метров во время испытательного погружения в Северной Анлантике. 26 человек погибают мгновенно в передних затопленных отсеках лодки. В передней незатопленной части лодки находятся 33 человека с достаточным запасом количества воздуха и воды на несколько дней. В середине ночи 25 мая все 33 человека были спасены новым подводным колоколом, имевшим название Маккен-Эриксон спасательная камера. Спасательная камера крепится к спасательным люкам подводной лодки. Затем открываются люки подводной лодки и спасательной камеры, и люди попадают в камеру под давлением одной атмосферы. Совершено четыре погружения, чтобы спасти моряков. Позже подводная лодка была поднята и отремонтирована. Позже эта подводная лодка принимала участие во Второй мировой войне под названием USS Sailfish.
1941-1944 - во время Второй мировой войны итальянские подводники используют аппараты с замкнутым контуром дыхания, устанавливают мины и взрывчатку на торговые и морские английские корабли. Позже во время войны англичане принимают эту технологию на вооружение и потопляют военный немецкий корабль "Тирпитц"
1942-1943 - Jacques-Yves Cousteau (французский морской лейтенант) и Emile Gagnan (инженер парижской газовой компании Air Liquide) работают вместе над разработкой регулятора, который будет подавать сжатый воздух дайверу по необходимости вдоха. Cousteau и Gagnan присоединяют свой регулятор к шлангам, загубнику и паре баллонов со сжатым воздухом. В января 1943 г. Cousteau испытывает этот аппарат в одной из речек под Парижем. После модификации, они патентуют Aqua Lung (официальная дата рождения акваланга). В 1943 г. году Cousteau и два близких друга, Frederic Dumas и Philippe Tailliez делают около 500 погружений с Аквалангом, постоянно увеличивая глубину погружений. Они разработали первый рабочий аппарат открытого цикла дыхания. В октябре Dumas выполняет погружение на глубину 73 метра и называет это погружение прорывом больших глубин.
1946 - акваланг Кусто становится коммерческим продуктом во Франции, в 1950 году - в Великобритании, в 1951 г. - в Канаде и 1952 г. - в США.
1947 - в августе Dumas совершает рекордное погружение с аквалангом на глубину 106,8 метров в Средиземном море.
1948 - На побережье Калифорниии Оtis Barton погружается на глубину 1566 метров в своем улучшенном и переделанном батискафе.
1950 - Audust Picard, швейцарский ученый, обращает свое внимание на исследование больших глубин. Со своим сыном Жаком он испытывает новый тип судна, названный батискаф ( глубоководный корабль). Батискаф полностью автономен (не зависит от поверхности) и сконструирован для того, чтобы погружаться глубже батисферы. 15 февраля 1954 г. на побережье западной Африки устанавливается рекорд, Georges S. Houot и Pierre-Henri Willm погружаются в батискафе на 4623,8 метра, превыся рекорд Бартона 1948 года.
1951 - появился вервый журнал о нырянии с задержкой дыхания "Skin dive magazine".
1950-е годы - дайвинг приобретает популярность во всем мире, дайвинг с аквалангом вытесняет ныряние с задержкой дыхания. В США открываются магазины по продаже снаряжения для подводного плавания.
1953 - издается книга "The silent world" (пер. с англ. "Тихий мир), написанная Jacques Cousteau при поддержке Frederic Dumas. Книга отражает развитие и первые испытания акваланга.
1959 - Jacques-Yves Cousteau и его коллегами создана Всемирная конфедерация подводной деятельности CMAS (Confederation Mondiale des Activites Subaquatiques)
1959 - образована федерация YMCA (Young Men's Christian Association, Scuba Programm), которая начинает проводить первые национальные курсы в США по подводному плаванию.
1960 - растущее количество несчастных случаев требует формирования международного курса подготовки. Открываются первые национальные агенства по трейдингу, предназначенные для подготовки и сертификации дайверов. Ассоциация NAUI основана в 1960 г.
1962 - в начале 1962 года предпринимаются несколько экспериментов. Разрабатываются и строятся так называемые подводный жилища, где люди могут спать, есть и проводить время. Подводные жилища снабжаются сжатым воздухом с поверхности. Первые такой эксперимент проводится в сентябре 1962 под бдительным присмотром Jacques-Yves Cousteau и его команды, Albert Falco и Claude Wesley проводят семь дней на глубине 10 метров около Марселя, в подводном жилище, которое они назвали Диоген.
1963-1965 - восемь дайверов проводят месяц в так называемом подводном жилище с названием "Континентальный шельф 2" в глубинах красного моря (1963). Другие жилища этого периода : SeaLab II (1965); Sealab II (1965); и Континентальный шелф III (1965), в котором экс-астранавт Scott Carpenter и другие дайверы проводят месяц на глубине 60 метров у побережья Южной Франции.
1966 - основание PADI ((Professional Association of Diving Instructors) Профессиональная Ассоциация Подводных Инструкторов.
1967 - профессиональная ассоциация инструкторов по подводному плаванию в первый год своей работы подговавливает 3226 дайверов.
1968 - 14 октября John J. Gruener и R. Neal Watson погружаются на 152 метра, дыша сжатым воздухом у побережья острова Grand Bahama. Этот рекорд остается непобитым до 1990 года.
1970-е годы - важные достижения, относящиеся к безопасности под водой, заложенные еще в 1960 году, становятся нормативными.
1980 - с целью развития безопасного дайвинга при Университете Дюк основывается Divers Alert Network, как некоммерческая организация.
1981 - установлен новый рекорд в медицинском центре университета Дюка. Stephen Porter, Len Whitlock и Erik Kramer делают погружение на 783 метра в барокамере диаметром 2,7 метра в течении 43 дней, дыша смесью азота, кислорода и гелия. Они побивают свой прежний рекорд в 1980 году.
1983 - появляется первый дайв-компьютер, названный Orca Edge. После этого производители внедряют на рынки сбыта дайв-компьютеры, которые становятся обычным элементом снаряжения для подводного плавания.
1985 - американско-французская команда возглавляемая Robert Ballard, используя камеры дистанционного управления прикрепленные к кораблю, находит затонувший корабль "Титаник". Корабль разломлен на 2 части, лежащие на глубине 4350 метров примерно в 400-х милях на Северо-Восток от Нью-Йорка. С 1985 года исследователи США и Франция регулярно посещали это место, и французские команды подняли некоторые вещи с корабля.
1990 - дайв-бизнес становится популярным среди широких масс, трансформируется в большой бизнес. В Северной Америке дайвинг становится мультимилиардной индустрией. В тоже время происходит расспространение технического дайвинга, который подразмевает использование продвинутых технологий, включая смеси газов, маски на все лицо, подводную голосовую связь, подводные средства передвижения.
1993 - 50-ая годовщина открытия изобретения акваланга отмечается по всему миру. PADI, самая большая национальная федерация в мире сертифицирует 515000 новых дайверов.
1997 - 25 июня на 87 году жизни, умер выдающийся дайвер, ученый, океонолог, создатель фильмом и обладатель многочисленных призов Jacques-Yves Cousteau
2000 - катастрофа подводной лодки "Курск". Впервые, в подводных работах на военном корабле участвует международная экспедиция.
2000 - 12 августа 2000 года на АПЛ "Курск" в Баренцевом море" погибло 118 человек.
2001 - 10 октября АПЛ "Курск" доставили в Росляково.
